Обновленные Нормы расхода топлива

Методика расчета нормативного расхода топлива была без изменений, что не позволяло в полной мере учесть современные условия эксплуатации (повышенный скоростной режим на автомагистралях; перемещение в крупных городах с затрудненным движением, поездки на короткие расстояния).

Существенные изменения были осуществлены с принятием приказа N 36, вносящие в Нормы N 43. Методика расчета норм расхода топлива дополнена и доработана с учетом результатов последних исследований экономичности автомобилей в разных условиях.

В этом документе появились базовые линейные нормы расхода топлива для новых моделей. Модификаций легковых автомобилей, автобусов, бортовых автомобилей, самосвалов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей. Для каждого из транспортных средств приведены идентификационные данные, развернутая колесная формула, которая помагает определить нормы расхода топлива для соответствующей модели.

Переработан раздел 3 Норм N 43, который определяет коэффициент корректировки норм расхода топлива, приведенных в форме процентов повышения или понижения базового значения нормы, при помощи которых осуществляется учет дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов. Изменения затронули порядок определения нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топлива. Обновлена методика определения временных норм расхода топлива и смазочных материалов, предусмотрена процедура разработки индивидуальных норм под заказ.

Не все изменения начинают применяться одновременно. П. 4 приказа N 36, вступает в силу с 01.03.2012 г., а это значит, что уже в марте предприятиям придется пересмотреть порядок списания ГСМ преимущественно из-за новых корректирующих коэффициентов.

Временные, индивидуальные, базовые линейные нормы расхода топлива, должны вступить в силу со дня официального опубликования приказа N 36. Перед тем как перейти к рассмотрению основных изменений Норм N 43, обозначим роль и место этого документа в хозяйственной деятельности предприятий.

Нормы N 43 предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учереждений в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходованием, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива.

Изменения норм которые вносятся в приказ N 36, целью которых являються — усовершенствование системы нормирования расхода топлива и смазочных материалов колесными транспортными средствами и оборудованием с учетом новых конструкций и современных условий эксплуатации, а также в содействии экономии моторных топлив и повышении безопасности дорожного движения. В приказе N 36 утверждается, что система нормирования расхода ГСМ предназначена для всех субъектов хозяйствования, действующих на территории Украины и эксплуатирующих автомобилей.

По мнению ГлавКРУ, Нормы N 43 обязательны для выполнения лишь для предприятий, учереждений и организаций, которые входят в сферу управления Минтранса. Другие центральные органы исполнительной власти, а также субъекты хозяйствования должны разработать собственные нормативные документы по нормированию расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством.

Применения Норм N 43 в налоговом учете, то ни в нынешнем НКУ, ни в прежнем Законе о налоге на прибыль нет и не было предписаний об обязательности применения этого или другого нормативного документа в целях включения ГСМ в расходы. Однако это совсем не означает, что безлимитное (ненормируемое) использование топлива в ходе эксплуатации колесных транспортных средств можно считать правомерным, поскольку это противоречило бы главному правилу налогового учета — относить на уменьшение объекта налогообложения только расходы, связанные с хозяйственной деятельностью.

Основные принципы нормирования расхода топлива

Нормирование расхода топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяют базовые линейные нормы, установленные в отношении конкретных моделей (модификаций) автомобилей, и систему нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учесть выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

С принятием приказа N 36 обновились методики определения нормы на выполнение транспортной работы Нw (п. 1.3 Норм N 43), нормы на одну тонну снаряженной массы Нg (п. 1.4 Норм N 43), нормы на маневрирование в местах погрузки и разгрузки, а также выполнение операции по разгрузке*** Нz (п. 1.5 Норм N 43) и нормы расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя Нон (п. 1.8 Норм N 43).

Среди существующих видов норм расхода ГСМ, которые установлены Нормами N 43, наиболее часто применяемой является базовая линейная норма Нs на пробег автомобиля (на 100 км). Базовые линейные нормы по типам автомобилей приведены в таблицах приложений А и Б в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке. Термин, который используется в Нормах N 43, — нормативный расход топлива (Qн). Он означает расход топлива автомобилем (оборудованием, различной техникой на колесном шасси) при осуществлении пробега, выполнении транспортной или специальной работы в определенных условиях эксплуатации. Нормативный расход топлива для каждого конкретного автомобиля (оборудования) рассчитывается по приведенным в разд.

Норм N 43 формулам в зависимости от типа автомобиля (оборудования) и его предназначения с применением соответствующих норм расхода топлива и коэффициентов их корректировки. Нормативный расход топлива для легковых автомобилей и автобусов рассчитывается так:

Qн = 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х Кзнак суммы),

где Qн — нормативный расход топлива, л (м3);

Нs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S — фактический пробег автомобиля, км, который определяется по показаниям спидометра и отражается в путевом листе (о необходимости использования путевых листов как первичных документов, дающих право на отражение в составе расходов стоимости использованных ГСМ, сказано в консультации из ЕБНЗ под кодом 110.07.20);

К знак суммы — суммарный корректировочный коэффициент, %.

Фактическое же количество топлива (Тф), израсходованное в течение смены (рейса), определяется по данным измерительных приборов автомобиля на момент начала и окончания смены (рейса) с учетом количества топлива, которым был дозаправлен автомобиль в течение смены (рейса).

Далее предприятие должно сравнить фактическое количество израсходованного автомобилем топлива с нормативным расходом для отражения стоимости использованных ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете. Приведем перечень корректирующих коэффициентов к нормам расхода топлива в редакции, которая начала действовать после вступления в силу приказа N 36, т. е. с 1 марта 2012 года.

Поправочные коэффициенты к нормам расхода топлива

Как установлено п.п. 3.5.1 Норм N 43, при расчете нормативного расхода топлива дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются путем применения корректирующих коэффициентов, приведенных в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы расхода топлива. По сравнению с прежним содержанием разд. III Норм N 43 после принятия приказа N 36 внешне ничего не поменялось. Как и раньше, в п. 3.1 перечислены повышающие, а в п. 3.2 — уменьшающие коэффициенты, при этом п. 3.3 установлено, что в случае применения одновременно нескольких корректировочных коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, равный сумме данных надбавок:

Кзнак суммы = К1 + К2 +…+ Кn,

Из всех повышающих коэффициентов только два и дальше будут устанавливаться по старым правилам — при работе на дорогах со сложным планом (см. п.п. 3.1.3 Норм N 43) и при почасовой работе грузовых (кроме самосвалов) и грузопассажирских автомобилей (см. п.п. 3.1.11). Остальные из повышающих, а также все уменьшающие коэффициенты подверглись серьезной переработке. Из наиболее распространенных коэффициентов повышенное внимание рекомендуем обратить на новые правила применения надбавок за работу в холодное время года (см. п.п. 3.1.1), за работу в городских условиях (см. п.п. 3.1.4), а также на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля (см. п.п. 3.1.13).

При изучении новой системы таких коэффициентов, — уменьшение шага дифференциации их значений, что призвано обеспечить более точное применение любого из них и в конечном итоге сэкономить топливо. Вместе с тем предприятия на первых порах должны проявить осторожность при обосновании выбора каждого из коэффициентов, иначе установление их новых значений без учета реальных условий эксплуатации автотранспорта может привести к резкому перерасходу ГСМ, что отразится на результатах их хозяйственной деятельности.

Понравился материал? Пожалуйста оцените его и поделитесь в социальных сетях!
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)