Погрешность пробега

В определенный период времени наши клиенты сталкиваются с вопросами касающихся системы GPS/ГЛОНАСС мониторинга и расхождении пробега по штатному одометру, когда цифры в путевых листах заполняемых водителем превышают те которые даёт отчёт мониторинга.

Средняя погрешность спидометра по правилам ЕЭК ООН №39 должна быть только положительной и не превышать скорость движения более чем на 10%+6 км/ч.

Факторы которые влияют погрешность механического спидометра и систему GPS/ГЛОНАСС.

Штатный одометр автомобиля считает пробег, умножая количество оборотов колеса на длину его окружности. Диаметр этой окружности закладывается на стадии проектирования автомобиля и одометра, но не является постоянной величиной.

Зависит он от таких факторов как:

  • температура (когда воздух расширяется, диаметр колеса увеличивается и наоборот)
  • износ покрышки
  • давление в шинах
  • нестандартная покрышка
  • несовместимость самого одометра с автомобилем (например, если была заменена панель приборов)
  • Разницу в пробеге несложно подсчитать. Например, разница в высоте протектора всего в 1 см, даст на 60 км разницу в пробеге в 1177 м, что составляет примерно 2%.

Погрешность пробега

На точность измерения пробега системой GPS/ГЛОНАСС влияют:

  • Погрешность самого GPS/ГЛОНАСС приёмника (точность определения координат)
  • Алгоритмы работы терминального оборудования и программного обеспечения
  • Частота остановок транспортного средства
  • Система GPS/ГЛОНАСС не учитывает рельеф местности

Погрешность в условиях городской застройки при определении координат выше, чем на трассе и может сопоставлять до 10-15 метров. Во многих случаях точность определения хватает, даже чтобы вычислить ряд, по которому двигался автомобиль:

Погрешность пробега2

Как оборудование считает пробег. Если заказчику не требуется высокая дискретность передачи информации к примеру для контроля уборки развязок коммунальной техники, используется следующая настройка - точка ставится через каждые 500 метров пройдённого расстояния и при повороте на угол более 30 градусов. Развязки прорисовываются следующим образом:

Погрешность пробега3

В данном случае снижение точности измерения пробега не произошло, так как в отчёте используются данные, которые можно посмотреть в окне состояния (Путь (км)):

Погрешность пробега4

Система игнорирует расстояние, "пройденное" автомобилем на стоянке. Рельеф местности также не оказывает сильного влияния на погрешность измерения пробега, при уклоне по знаку в 15...20% - угол наклона дороги составит 8.53...11.31°, а погрешность измерения пробега составит приблизительно 1.5%. При очень крутом уклоне в 40% по знаку (угол наклона дороги составит 21.8°), погрешность измерения пробега составит приблизительно 6%.

Пример. Длинна трека на картинке (от Воскресенска до МКАД, по данным программы) - 81,8 км:

Погрешность пробега5

Рассмотрим тот же маршрут в Яндекс Картах:

Погрешность пробега6

Если на трассе GPS погрешностью можно практически пренебречь, то в городе результат зависит от режима движения автомобиля. Нужно сравнить заведомо верные данные от водителей с показаниями системы и определить на сколько в среднем штатный одометр завышает показания. Пробег водителями завышается в разы, приписываются рейсы, которых просто не было. И эти факторы сразу видны даже при погрешности штатного одометра в 20%.